Соликамский педагогический колледж имени А.П. Раменского – одно из старейших средних профессиональных учебных заведений Урала, созданное в 1900 году. Это колледж классического типа, где студенты получают не только специальность, но и фундаментальное образование в избранной ими предметной области. Именно это позволяет выпускникам в дальнейшем выбирать направления профессиональной деятельности более широкого диапазона. Первая страница истории Соликамского педагогического колледжа связана с именем его основателя. Дальнейшая же история учебного заведения динамична и насыщенна фактами и представляет собой изменение статуса от женской прогимназии до современного колледжа.
Алексей Пахомович Раменский
Учительская династия Раменских известна в России с 15 века. Алексей Пахомович Раменский (1845-1928) в 1873г. Закончил Петербургскую духовную академию и был направлен на службу в Симбирск, где преподавал в различных учебных учреждениях греческий язык, русский язык, словесность. В 1882г. Был назначен инспектором народных училищ Оренбургско-Орского района Оренбургской губернии. В 1890г. В должности директора народных училищ направлен в Пермь. В 1893 г. Раменский разработал первую в истории Урала программу всеобщего начального обучения: он предложил совместить школьное образование с профессиональным. Особое внимание в программе уделялось открытию национальных школ, строительству школ и подготовке педагогических кадров. В момент вступления А.П. Раменского в должность директора народных училищ Пермской губернии (тогда в ее состав входили Пермская, Свердловская, часть Курганской и Челябинской областей) было 1357 школ, в которых училось 80 тысяч детей. К началу Первой мировой войны их было 2456, в них обучалось 268 тысяч детей.
Заслугой Раменского являлась по-новому организованная подготовка учителей. При прогимназиях и гимназиях в Соликамске, Оханске, Перми, Екатеринбурге были открыты педагогические классы. В 1901г. в Перми были открыты первые летние учительские курсы повышения квалификации. Позже такие курсы открылись и в Соликамске.
Для образования взрослых при Раменском стали открывать библиотеки, число которых к 1917 году достигло 900. В Чердыни был открыт первый в губернии образовательный музей. В 1912г. в Перми был открыт первый на Урале детский сад. В 1916г. при участии Раменского был открыт Пермский университет.
Люди, знавшие А.П. Раменского, ценили его не только как профессионала, но и как благородного, умного, в полном смысле культурного человека. Он знал греческий, немецкий, английский, французский, старославянский языки, много путешествовал, был знаком со многими выдающимися современниками: Шаляпиным, Тимирязевым, Комиссаржевской, изобретателем радио Поповым, адмиралом Макаровым, художниками Левитаном и Верещагиным. Известен случай, когда он на свои деньги построил школу в Тверской губернии, на родине династии Раменских.
Трудно поверить, что за два десятка лет один человек мог настолько изменить образование Урала. Однако, это так, и именно поэтому Соликамский педагогический колледж носит имя Алексея Пахомовича Раменского.
Женская прогимназия
В далеком провинциальном Соликамске 5 марта 1898г. 19 века чрезвычайное Земское собрание обсуждало вопрос «чествовании памяти великого русского поэта А.С. Пушкина». На заседании присутствовали все члены городской Управы, городской глава Н.А. Садовский, а также инспектор училищ В.К. Семченков, член уездного училищного совета П.А. Дмитриев и др.
В своем выступлении член уездного училищного совета П.А. Дмитриев сказал: «… Нужда в среднеобразовательном учебном заведении ясна…с введением всеобщего обучения явится потребность в значительном количестве хорошо подготовленного учительского персонала. Для достижения намеченной цели представлялось бы полезным открыть городскую прогимназию в городе Соликамске…».
В феврале 1910г. было получено разрешение попечителя Оренбургского учебного округа на открытие в Соликамске женской гимназии. В этом же году открыт восьмой класс, педагогический. Окончившим 7 классов выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов – домашней учительницы, а окончившим с медалью – домашней наставницы. Окончание 8-го класса гимназии давало возможность без экзаменов поступить на высшие женские курсы. В 1917г. в гимназии было два восьмых класса: один – педагогический, другой – общеобразовательный.
По докладу городской Управы и выступлениям участников Земское собрание остановилось на предложение П.А. Дмитриева: ознаменовать 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина учреждением в Соликамском уезде женской прогимназии.
26 августа 1900 года стало знаменательной датой в истории города – была открыта 4-х классная женская прогимназия на втором этаже здания городской Управы. Количество учеников в прогимназии из года в год росло, открывались новые классы: в 1906г. – 5 класс, в 1908г. – 6 класс, в 1909г. – 7 класс. К началу 1909 года встал вопрос о переходе прогимназии в гимназию.
Педагогический техникум
В 1921 году на базе женской гимназии был открыт педтехникум в г. Соликамске. Вот что мы читаем в архивной справке: «… Педтехникум в составе двух первых курсов был открыт по инициативе Губпрофобра с 1 ноября 1921 года. Занятия начались с 16 ноября. Из-за недостатка средств к существованию Педтехникум в конце мая 1922г. был закрыт, учебный год аннулирован. В августе 1922г. Педтехникум был открыт по инициативе Усольского УНО в составе первых двух курсов и подготовительной группы, состоявшей из детей Детгородка. Занятия начались 9 ноября». Первым директором была В.Ф. Смолина. С декабря 1924г. директором был назначен Георгий Алексеевич Яковкин. Постепенно стал складываться педагогический коллектив, который стремился дать студентам глубокие знания, хорошо подготовить их работе с детьми. Вот как вспоминает об этом времени первый завуч Педтехникума Иван Степанович Степанов: «В техникуме было три класса…ничего педагогического, кроме штампа и печати, в техникуме не было: ни книг, ни людей, которые в какой-то форме ввели бы в программу обучение педагогике». Только в конце 1924 года УралОНО направил несколько преподавателей, техникум получил свой бюджет. Понемногу стала налаживаться учебная работа: появился учебный план, корректировались программы по отдельным предметам». В 1925 году был сделан первый выпуск – 20 человек. С 1931 года студенты проходили практику в школах города, а на 4-м курсе уезжали в сельские школы. С 1933 года была открыта базовая школа при Педтехникуме. Постепенно укрепилась материальная база, совершенствовалась учебная и методическая работа. В связи с введением в 1932 году всеобуча в стране резко возросла потребность в учителях. В ряды учителей попадали люди с образованием 3-4 класса школы. Совет Народных Комиссаров в своем Постановлении от 29 января 1934 года обязал учителей, не имеющих педагогического образования, получить его путем заочного обучения или экстерната при педучилищах к августу 1938. Для организации и проведения этой работы в декабре 1932 года в Педтехникуме было организовано заочное отделение и создана Соликамская межрайонная база по повышению квалификации кадров народного образования.
Учительский институт
1939 год. В стране совершенствовалась система народного образования. Страна нуждалась в грамотных тружениках. Росло количество учеников в 5 -7 классах. Но не хватало учителей-предметников для них. В стране открылись учительские институты с 2-годичным сроком обучения, чтобы как можно скорее подготовить специалистов. Не обошла эта проблема и наш край.
Первым директором Соликамского учительского института стал А.М. Капелевич. Он вспоминает: «В июле 1939 года меня вызвали в Наркомпросс и в Комитет по делам высшей школы и предложили организовать учительский институт на базе педагогического училища. 1 сентября начались занятия на трех отделениях: русского языка и литературы, физико-математическом и истории. Основным костяком преподавателей были методисты педучилища». Из разных районов страны приезжала молодежь; многие соликамские учителя, прервав работу, шли учиться очно. В июне 1941 года был сделан первый выпуск: 62 учителя для 5-7 классов школы. Первому выпуску студентов оставалось сдать последний государственный экзамен, когда началась Великая Отечественная Война. В здании института был размещен Штаб по отправке на фронт. Позже студенты помогали готовить здание под госпиталь, дежурили по телефонам, помогали медперсаналу в работе с раненными. Была создана санитарная дружина из 20 человек. Студенты стали заниматься в здании школы №6 (старое здание недалеко от железнодорожного вокзала). Несмотря на все трудности, голод, холод, ежедневную общественную работу, учеба в институте шла полным ходом. Преподаватели делали все, чтобы студенты получили глубокие, прочные знания. Роль института в жизни города была велика. Он стал культурным центром Соликамска. В 1946 году учительский институт в Соликамске был реорганизован в педагогическое училище для подготовки учителей начальных классов на базе неполной средней школы. За годы работы институт сделал 6 выпусков, подготовил около 300 учителей-предметников, которые работали во многих регионах нашей страны - от Прибалтики до Дальнего Востока.
Педагогическое училище
Одной из задач послевоенного времени стало совершенствование народного образования. Стране нужны были новые школы, детские сады и, конечно, грамотные специалисты для работы в них: учителя и воспитатели. Это и определило дальнейшую историю педагогического колледжа. Осенью 1946 года был сделан первый набор в педагогическое училище. Директором его стала Леонилла Павловна Сохарева. Педагогический коллектив сформировался тогда из бывших преподавателей института. У нового учебного заведения была неплохая материальная база. Педучилище получило в наследство богатую библиотеку, где было немало справочной литературы, словарей, произведений русских и советских авторов, дореволюционных изданий. Для проведения педагогической практики была определена начальная школа №8 (ныне этого здания нет). Росла потребность в учителях начальных классов, т.к. открывались все новые школы, особенно в сельской местности. В связи с этим увеличивается прием и выпуск в педучилище. За 10 лет, с 1950 по 1960 годы было подготовлено более 1000 учителей начальных классов.
В 1965 году директором Соликамского педагогического училища был назначен Алексей Федосеевич Пустоваров, имевший немалый опыт не только как учитель, но и как руководитель, организатор, хозяйственник. Одним из направлений его деятельности на посту директора было строительство: в 1970 году был принят в эксплуатацию первый пристрой к основному зданию, а в 1972 – общежитие на 260 мест. В связи с успешным завершением строительства многие проблемы были решены, что давало возможность педагогическому коллективу концентрировать свое внимание на качестве подготовки специалистов. 1966 год ознаменовался в жизни педучилища важным событием: было открыто дошкольное отделение. Это не случайность - в стране росла сеть дошкольных учреждений. В 1969 году состоялся первый выпуск дошкольного отделения. С 1966 года в училище стали готовить старших пионерских вожатых. В начале 1981 года директором педучилища был назначен Владимир Константинович Штибен. Молодой директор внес в жизнь коллектива много нового. На педсоветах изучался опыт работы лучших учителей страны: В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвилли, С.Н. Лысенковой, ученых методистов Р.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Многогранной была жизнь студентов: кроме уроков, педпрактики можно было заняться любимым делом в предметном или спортивном кружке, художественной самодеятельности, общественной работе. Наверное, на первое место следует поставить шефство. Учебные группы будущих учителей и старших вожатых шествовали над классами и отдельными учениками в школах города. Общественная активность студентов проявлялась и в других делах: они неоднократно выходили на субботники, когда воздвигались пристрой и общежитие педучилища, на строительство второго рудоуправления, а весенняя чистка городского сквера была обычным ежегодным делом.
Педагогический колледж
В 1994 году педагогическое училище меняет свой статус - становится педагогическим колледжем. Будущих специалистов готовят по новым учебным планам, которые разработаны на основе Госстандарта среднего профессионального образования повышенного уровня. В это же время открываются новые специальности и десять дополнительных подготовок.
Колледж, действительно, осваивает новый статус регионального многофункционального среднего педагогического учебного заведения, влияющего на образовательную политику Усольского, чердынского, Красновишерского, Александровского, Соликамского районов, Березников и Соликамска.
Потребность в получении заочного специального образования растет. Прием на заочное отделение педколледжа осуществляется на конкурсной основе. Удовлетворяя запросы региона, заочное отделение педколледжа открывает новые специальности: Социальная педагогика в 2000 году, в последующем году – Коррекционная педагогика в начальном образовании. Сохраняется и прежняя специальность – Дошкольное образование.
Консолидация российского и западного опыта, поиск своего педагогического лица, развитие материальной базы, обновление кадров, содержание и форм образования, увеличение числа аттестованных на высшую категорию преподавателей, издание методических пособий, участие в городских, региональных и республиканских конференциях, повышение квалификации в престижных учреждениях высшей школы, публикации в вузовских сборниках – все это создает возможности стабильного развития и роста авторитета колледжа как регионального педагогического учебного заведения.
С ноября 2013 года руководит педагогическим колледжем кандидат педагогических наук, Почетный работник среднего профессионального образования Ковальчук Геннадий Анатольевич, наш выпускник.