Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» - это российский коммуникационный сервис, который
создан и развивается при поддержки Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением
Правительства РФ [1] и способствует достижение целей федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
нацпроекта «Образование» [2] по модернизации и развитию системы начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Платформа Сферум» не заменяет традиционный урок, а призвана сделать обучение
более гибким, технологичным и удобным.
Использование ИКОП «Сферум» в образовательной деятельности осуществляется с целью формирования единой
среды коммуникаций для всех участников образовательных отношений.
Идеи о создании и развитии образовательной платформы возникли в 2020 году после вынужденного перехода
образовательных организаций на дистанционное обучение. Образовательным организациям пришлось применять
различные системы, в том числе зарубежные решения с хранением персональных данных за пределами России.
Они не были предусмотрены для обучения, что приводило к регулярным срывам занятий и нарушениям
учебного процесса.
Основной задачей платформы «Сферум» является помощь педагогическому работнику в организации
образовательной деятельности. Данный образовательный ресурс не заменяет традиционное образование,
а дополняет его и делает более эффективным [3].
Преимущества использования ИКОП «Сферум»
1. Функциональность образовательной платформы
мнения участников образовательного процесса (публикация опросов и др.);
невозможно (введение карантина в образовательной организации, неудовлетворительные погодные условия,
участие обучающихся в выездных соревнованиях и конкурсах и др.);
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
организаций, культурно-просветительских организаций);
в учреждении;
(участие в обучающих вебинарах, в работе методических объединениях, предметных ассоциациях и др.);
Данный список учебных задач не является исчерпывающим, разработчики коммуникационной
платформы продолжают развитие данного сервиса.
Обращаем внимание, что ИКОП «Сферум» не заменяет действующий электронный журнал и дневник.
Домашние задания, оценки и расписание также продолжают размещаться педагогическими работниками
в АИС «ЭПОС». Просмотр данных об успеваемости обучающегося доступно для учеников и родителей
также через федеральную государственную информационную систему «Моя школа».
2. Платформа является российским программным обеспечением, созданным
для образовательной сферы
выполнении государственного или муниципального задания, запрещено использование принадлежащих
иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или)
программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для
обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем
и (или) программ для электронных вычислительных машин [3].
Под данное ограничение на использование попадают иностранные информационные системы для обмена
сообщениями (мессенджеры), ранее получившие широкое распространение при организации коммуникаций
педагогов с учащимися и родителями. На сайте федеральной службы по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) размещен перечень мессенджеров,
которые отнесены к иностранным на 01 марта 2023 года (https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74672.htm).
ИКОП «Сферум» применяется как аналог иностранных мессенджеров, которые запрещены для использования
при предоставлении государственных и муниципальных услуг, выполнении государственного или муниципального
задания, в том числе в сфере образования.
Аналогичных федеральных государственных образовательных платформ в Российской Федерации, созданных
для коммуникации участников образовательного процесса не создано, ИКОП «Сферум» является единственным
отечественным решением для использования в образовательной среде.
ИКОП «Сферум» включена в Реестр российских программ для электронных вычислительных машин
и баз данных (запись в реестре N 10192). Данные в Реестре российского программного обеспечения
https://reestr.digital.gov.ru/reestr/330417/.
Вычислительная инфраструктура для обеспечения работоспособности сервиса и дата-центры находятся в России.
Разработчиком и правообладателем образовательной платформы является российская ООО «Компания ВК»,
которое входит в группу компаний VK. VK осуществляет свою операционную деятельность на территории России
и действует в соответствии с российским законодательством. VK (МКПАО «ВК») зарегистрирована на территории
РФ -в специальном административном районе на острове Октябрьский Калининградской области.
3. Безопасность
Платформа «Сферум» - это закрытое и безопасное пространство, в чатах находятся только проверенные
пользователи – учителя, обучающиеся и их родители. Посторонние люди не могут присоединиться к чату
класса/группы. В учебном профиле нет рекламы, спама и платных сервисов.
Присоединение обучающихся и родителей к учебным чатам образовательной платформы возможно через
личный кабинет электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС» либо при получении ссылки-приглашения
в чат от учителя. Более детально механизм создания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и алгоритм
присоединения к чатам описан в инструкции, а также на сайте образовательной платформы https://sferum.ru.
Обращаем внимание, что создание учебного профиля в ИКОП «Сферум» не влечет за собой регистрацию в
социальной сети «ВКонтакте». Если у пользователя уже есть аккаунт в социальной сети - он при входе в
учебный профиль «Сферум» не деанонимизируется (то есть пользователи платформы не могут переходить
на страницы «ВКонтакте» друг друга и даже знать о существовании таковых) [5].
VK-технологии повысили уровень защиты данных: в личном кабинете можно легко просмотреть сессии во
всех сервисах со всех устройств и завершить неактуальные, а также мгновенно сменить пароль. Для большей
безопасности VK-технологии предусматривают привязку номера телефона и функцию подтверждения входа
секретным кодом [6].
Документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие использование
коммуникационной платформы
[1] Постановление Правительства РФ от 13.07.2022 № 1241 «О федеральной государственной
информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения
об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных
систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения
государственных и муниципальных функций в электронной форме» (далее – Постановление
Правительства РФ №1241);
[2] Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 № 16;
[3] Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2023 N 2894-р «Об утверждении стратегического
направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности
Министерства просвещения Российской Федерации и признании утратившим силу распоряжения
Правительства РФ от 02.12.2021 N 3427-р»;
[4] Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации»;
[5] Письмо Минпросвещения России от 31.07.2023 N 04-423 «Об исполнении протокола» (вместе с
«Методическими рекомендациями для педагогических работников образовательных организаций
общего образования, образовательных организаций среднего профессионального образования,
образовательных организаций дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их родителями (законными
представителями)»);
[6] Письмо Минпросвещения России от 22.02.2022 № 04-127 «О направлении методических р
екомендаций»;
[7] Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Нормативные документы Министерства просвещения России
Методические рекомендации по реализации образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Информация об организации дистанционного обучения в ГБПОУ "Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского открыть
Приказ № 86 от 01.09.2022- о назначении ответственного за проект Сферум открыть
! Горячая линия:
Директор, Ковальчук Геннадий Анатольевич
тел: (34253) 7-07-97
эл.почта: [email protected]
Заместитель директора по учебной работе, Мазунина Наталья Михайловна
тел.: 8 902 637-60-97
эл.почта: [email protected]
Заместитель директора по научно-методической работе, Прягаева Елена Алексеевна
тел: 8 950 466-98-73
эл.почта: [email protected]
Заместитель директора по воспитательной работе, Кокшарова Марина Юрьевна
тел.: 8 902 830-45-04
эл.почта: [email protected]
Заместитель директора по производственной практике, Ковальчук Мария Исмаиловна
тел.: 8 982 257-50-73
эл.почта: [email protected]
Организация дистанционного проведения практик
Расписание учебных занятий на период дистанционного обучения открыть
Дистанционные ресурсы, использующиеся в ГБПОУ ССПК:
Система дистанционного обучения Moodle
Цифровая образовательная платформа московских колледжей
Обучающие ролики по компетенциям Worldskills
ЭБС - электронные библиотечные системы:
В связи с переходом большей части учебных заведений на дистанционное обучение предоставляется бесплатный полный доступ к Образовательной платформе «Юрайт» всем студентам и преподавателям колледжей России.
http://www.iprbookshop.ru/ Для работы в Электронно-библиотечной системе IPRBOOKS (если у вас нет логина и пароля) необходимо пройти регистрацию. Логин и пароль для регистрации можно получить у куратора или в библиотеке колледжа.
Корпорация "Российский учебник" открывает бесплатный доступ к электронным формам учебников издательств "Дрофа" и "Вентана-Граф" https://rosuchebnik.ru/digital-help/
Доступны электронные формы учебников по основным курсам https://rosuchebnik.ru/digital-help/, вебинары для преподавателей https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-vebinar/ .
В связи с рекомендациями Минпросвещения России о введении карантина и временном переходе школ на дистанционное обучение корпорация «Российский учебник» открывает бесплатный доступ к электронным формам учебников издательств «ДРОФА» и «Вентана-Граф» на образовательной онлайн-платформе LECTA, а также к сервисам, материалам и мероприятиям для учителей и учеников. Источник: https://rosuchebnik.ru/digital-help/
ГК «Просвещение» предоставляет свободный доступ к электронным формам учебников (ЭФУ), а также онлайн-ресурсам и сервисам на период действия мер по предотвращению короновирусной инфекции в РФ. Действует «Горячая линия» [email protected]. ЭФУ и образовательные ресурсы https://media.prosv.ru. Сервис вебинаров https://prosv.ru/webinars. Для педагогов обеспечен свободный доступ к методической литературе и информационным материалам для подготовки к дистанционным урокам https://catalog.prosv.ru/category/14 и на https://media.prosv.ru. Для учащихся и родителей будут организованы онлайн-уроки и консультации с авторами и членами авторских коллективов самых востребованных учебников. Заявки на организацию онлайн-уроков просьба направлять на электронный адрес [email protected].
Перечень ресурсов, рекомендованных для организации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе электронных библиотечных системах, предоставляемых организациями, осуществляющими издательскую деятельность для системы СПО
Ссылки на ресурсы дистанционного обучения, которые можно использовать
- Stepik — образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов
- Образовательная платформа Coursera
- Российская электронная школа (Методические рекомендации по использованию РЭШ (общеобразовательные дисциплины))
- Решу ЕГЭ
- Фоксфорд
- Мои достижения
- 300 бесплатных он-лайн курсов на английском языке
- Онлайн доска
- Видеоуроки по Arduino