Конфликты – это серьезное разногласие, спор, столкновение. Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.
Типы конфликтогенов
Характер
конфликтогена
|
Форма проявления
|
Прямое негативное отношение
|
Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
|
Снисходительное отношение
|
Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
|
Хвастовство
|
Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
|
Менторские отношения
|
Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
|
Нечестность и неискренность
|
Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
|
Нарушения этики
|
Причинение случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перекладывание ответственности на другого человека
|
Регрессивное поведение
|
Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания
|
В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕЛЬЗЯ:
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.
3. Демонстрировать знаки превосходства.
4. Обвинять и приписывать только партнеру ответственность.
5. Игнорировать его интересы.
6. Видеть все только со своей позиции.
7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать, нападать.
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
11. Обрушивать на партнера множество претензий.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
1. Дай партнеру «выпустить пар».
2. Требуй обоснования его претензий или обвинений.
3. Используй неожиданные приемы для погашения его агрессии.
4. Свою негативную оценку подавай в виде отражения собственных чувств.
5. Предлагай партнеру сформулировать желаемый конечный результат
6. Рассматривай проблему конфликта, как задачу из учебника и ищи ее решения.
7. Дай партнеру «сохранить свое лицо».
8. Отражай как эхо его высказывания, чтобы избежать непонимания.
9. «Сохраняй свое лицо», удерживайся в позиции «на равных».
10. Не бойся компромисса и не уходи от извинений.
11. Оформляй принятую договоренность
12. Не разрушай отношения.
|