Должно настораживать и вызывать подозрение в патологическом увлечении, при следующих поведенческих признаках:
1. Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, а также в предвкушении контакта.
2. Отсутствие контроля над временем взаимодействия с компьютером, потеря чувства времени.
3. Многочасовое пребывание за компьютером, в основном за одной и той же программой, нередко допоздна.
4. Возникновение чувства раздражения, гневливости либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером.
5. Постепенное ухудшение успеваемости, регулярные пропуски занятий, учебное время проводится в компьютерном клубе или дома за компьютером.
6. Заметно уменьшается общение с друзьями, прежние увлечения теряют свою привлекательность, появляется равнодушие к тому, что раньше волновало, все чаще темой разговоров становятся компьютерные игры, технологии усовершенствования работы компьютера.
7. Попытка запретить пользоваться компьютером дома приводит к конфликтам; ребенок начинает где-то пропадать до поздней ночи, может возвращаться домой под утро.
8. Увеличивается количество денег, требуемых на карманные расходы. При этом из дома периодически пропадают деньги.
9. Меняется круг знакомств, в основном это теперь приятели из компьютерного клуба.
10. После наказаний с легкостью даются обещания «исправиться», то есть прекратить посещать, клуб, красть деньги и т.п.
11. Появляется капризность, эгоистичность, раздражительность, порой доходящая до плохо контролируемой агрессии.
12. Использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии, то есть вообще для улучшения настроения.
13. Нарушается сон, ухудшается внимание и память.
14. Снижается острота зрения. Возможно появление искривления позвоночника.
Куликов Л. В. Психогигиена личности СПб.: Питер, 2004, 464 с.
|